Конец хоккея

Ernst Baart для be-hockey.com
Перевод: Рашид Нуруллин

Приближается конец хоккея. Или, по крайней мере, того хоккея, который мы с вами знали. Это на меня не похоже, быть пессимистом, особенно, когда это касается хоккея – спорта, который я люблю и развитие которого я видел у себя “на задворках” в Нидерландах и в Бельгии. Вы тогда спросите – откуда негатив? В основном от отсутствия любви к игре со стороны людей, ответственных за решения в спорте. Недостаточно любви к игре

В настоящее время, наш спорт управляется администраторами, чей приоритет, кажется, карьера в политике или спонсорский бизнес. Да, разумеется есть исключения, у которых благие намерения, но, похоже, что их больше никто не слушает.

Champions Trophy – когда-то крупнейшее событие в мире хоккея, окончательно умер пару недель назад, после того, как его топили и портили в течение долгих лет администраторы FIH. Его заменят абсолютно новым мероприятием FIH – Hockey Pro League. Пока что у HPL, которая вот-вот начнется в 2019 году, нет ни одного важного спонсора. HPL еще не начавшись, потеряла своего крупнейшего вещательного партнера, и две команды из страны, с самым большим охватом аудитории.

Осталась только одна страна, способная гарантировать аудиторию в 2000+ человек на все ее домашние игры. Я признаю, что мне нравится изначальная идея, заложенная в этом турнире, с большим количеством игр перед домашними трибунами вместо старого турнирного формата. Но, как я описывал в моих двух предыдущих статьях, у нас есть два типа хоккея: домашний и международный.

Домашний хоккей, в виду меньшей важности, будет уничтожен международным хоккеем. Несмотря на то, что мы признаем, что его важность чувствуется, по большей части, в Европе, вопиющее неведение и равнодушие к домашнему хоккею станет началом конца. Поскольку любовь к нашей игре начинается с самых корней, неважно, в каком уголке мира вы живете. Неспособность увидеть это и работать над этим будет (уже) губительна для хоккея.

Почему нам нужна революция?

В 2014 году на конгрессе FIH в Дубае, они решили, что нам нужна «хоккейная революция». Да, наш спорт получил предупреждение от МОК после Лондонской Олимпиады-2012. Несмотря на то, что трибуны Арена Ривербэнк в Олимпийском парке Королевы Елизаветы были забиты более чем на 15000 человек каждый день.

Этого было недостаточно для МОК, еще одного института, который сменил свой фокус со спорта на развлечение. Рио-2016 получил гораздо более высокую оценку, несмотря на то, что посещаемость на стадионе Деодоро была, мягко говоря, плохой.

Но, по всей видимости, мы лучше справились с цифровым миром(трансляции и тд), где мы стали третьим спортом из всех (после футбола и атлетики). Так что МОК был счастлив. Но что это значило для Хоккея? Вырос ли хоккей как спорт в Бразилии или в любой другой стране-участнице? Получили ли мы больше спонсоров? Мне кажется, что нет. Так в чем же смысл? Одно дело – больший охват, но он не имеет смысла, если не служит тому, чтобы сделать наш спорт сильнее, больше, лучше.

В попытках найти на сайте FIH информацию об их миссиях, задачах, или чем-то подобном, вы ничего не найдете. Они доносят свое сообщение через их стратегию на 2014-2024, известную как “хоккейная революция”. Здесь вы прочитаете о том, что важно для администраторов нашего спорта от FIH:

  1. Развлечения и мероприятия

2. Профессионализм

3. Узнаваемый и мощный образ

4. Привлечение миллионов последователей по всему миру

Инициативы, которые они ставят в приоритет для того, чтобы позволить этому случиться – это сфера развлечений, ТВ, маркетинг, коммерческие партнеры и спорт высоких достижений. Вы с трудом найдете хоть что-то об изначальных ценностях (командных видов) спорта: фэйр-плэй, здоровье, образование, участие и вовлечение. Какая большая разница, в сравнении с EHF, где заявленная миссия не только очень четкая, но и подходящая:

«Мотивировать, продвигать, развивать и администрировать хоккей в Европе на всех уровнях для того, чтобы поддерживать хоккей, как Олимпийский спорт в программе Игр, увеличить количество участников, стандарты качества, удовольствие и вовлечение сообщества. Работа EHF и все ее усилия будут основаны на демократии, верности, равенства и, в особенности, признания важности наших волонтеров»

Можете назвать меня наивным, но спорт – это не бизнес! Да, есть место для бизнеса и бизнес-подхода в спортивном менеджменте. Но спорт не про то, чтобы получать прибыль. Я аплодирую всем тем, кто способен зарабатывать деньги на спорте – атлетам, спортивным ритейлерам, спортивным брендам. Я не возражаю против соревнований, организованных командами-франшизами, чьи владельцы имеют много денег. Мне даже они нравятся.

Я так же понимаю фокус некоторых организаторов на развлечении, хорошем уровне возврата инвестиций для их спонсоров и выходе платежных ведомостей в ноль или даже в фонды для будущих мероприятий. Но (между)народные ассоциации и федерации, такие, как FIH, существуют для того, чтобы продвигать спорт, а не зарабатывать деньги! Да, нам нужно зарабатывать для того, чтобы продвигать. Но нам не нужно продвигать его для того, чтобы зарабатывать. Здесь есть разница.

Игроки, фанаты, зрители или подписчики?

Итак, я сильно нервничаю, когда FIH, фокусируется на все 100% на развлечении, профессионализации, брендингу и цифровых подписчиках. Фокус же должен быть в первую очередь на игроках, во вторую – на фанатах, в третью – на зрителях и, в последнюю – на подписчиках.

Очевидно, что кроме вышеперечисленных, вам так же нужно обратить внимание на интерес ваших партнеров / спонсоров, для того, чтобы гарантировать им возврат инвестиций, который им нужен для продолжения поддержки спорта.

Домашний хоккей, как высшие лиги, так и самые низы, неважно в какой форме или обличии, всегда будет стоять на первом месте, потому что это – фундамент нашей игры. Вам нужен фундамент из достаточного числа вовлеченных в хоккей людей, для того, чтобы обеспечить первые пару тысяч зрителей на каждую игру. Тогда и только тогда вы сможете расширяться за счет правильного маркетинга, для завлечения зрителей по ту сторону экрана и подписчиков в социальных сетях уже за рамками костяка реальных людей из хоккея. По-другому никогда ничего не сработает!

Первые 100 дней Вейля в FIH

Читая первое интервью с Тьери Вейлем, новым директором FIH, на его собственном сайте, я заметил, что он верно говорит с точки зрения бизнеса. Очевидно, мужик знает, о чем говорит, когда обращается к сделкам по спонсированию спорта и выстраиванию коммерческой стороны вещей. Однако, вы могли задуматься о том, интересен ли ему рост спорта вообще. Я не говорю о доходах или о последователях по всему миру. Интересен ли ему рост количества активных игроков по всему миру? Или это то, что он рассматривает не как приоритет FIH?

Здравый смысл подсказывает, что выстраивание кампаний для завлечения несколько миллионов последователей для хоккея по всему миру – это как строиться на зыбучих песках: ты забываешь начать с закладки фундамента. Если ты покупаешь лайки для своей странички в Facebook, или подписчиков на Twitter или Instagram – сначала, это может выглядеть впечатляюще, но это не добавит ценности в конце-концов! Бывший директор по маркетингу FIFA Вейль высказался по поводу стратегии “Хоккейной Революции”, избранной FIH:

«Хоккейная Революция – это амбициозная миссия, но она открывает множество возможностей для новых инициатив и различных подходов. Я думаю, что путь к увеличению популярности игры – это сделать ее простой и легкой для понимания»

Можно только надеяться, что он не думает о том, чтобы превратить нас в обожаемый им. Но да, я согласен давайте оставим или сделаем хоккей простым и легким для понимания. Для меня это значит так же и то, что не стоит начинать заново изобретать колесо. У нас есть два формата хоккея, и у них есть традиции, наследие и последователи по всему миру уже сейчас: 11х11 и 6х6 (в том числе индорхоккей). Так что, пожалуйста, бросайте изобретенный Hockey 5’s, у которого нет ни традиций, ни наследия, ни последователей, и сфокусируйте все свое внимание на двух уже существующих форматах.

Пока вы этим занимаетесь, пожалуйста, скажите ребятам из Австралии, чтобы они также забыли их Hockey 9’s и другие безумные эксперименты. У нас есть традиционный формат со стандартной игрой 11х11 и захайпованный короткий формат – индорхоккей, которому можно провести ребрендинг под названием Hockey 6’s. В него можно играть и на улице, и в помещении, на меньшем по размеру поле (таком же, как в гандболе) с гладкой поверхностью вместо искусственного газона.

Упрощение правил может быть тепло встречено, но возможно нам хочется больше сфокусироваться в ближайшие пару лет на том, как мы показываем игру на экранах, вместо того, чтобы менять правила каждый год. Согласно Вейлю последнее и будет их целью в FIH:

«В 2018 и 2019 FIH вложит больше, чем когда-либо, в ее стратегию динамических трансляций и контента, с целью поднятия качества материала. Это включит в себя детали, которые помогут зрителям лучше понимать игру»

Как минимум, звучит многообещающе, но нам придется подождать и увидеть.

Что волнует меня сейчас – это недостаток любви к игре такой, какая она есть, меж теми, кто находится во главе нашего спорта. У нас есть президент, который нашел себе новую позицию с большим вниманием со стороны медиа и политическим влиянием в обожаемой им Индии, кто, кажется, потерял интерес в продвижении хоккея в мире.

У нас есть новый директор, чья любовь №1 – это футбол, и заявляет, что Кубок Мира должен быть больше, чем Олимпиада в нашем спорте. И пока я понимаю причины, которые за этим стоят. Олимпиада – это вершина спорта с сильной традицией для игры, игроков, и для фанатов.

Вы должны знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предугадывать или планировать будущее.

Настоящий спорт, как он есть в жизни. Поэтому я боюсь за наш спорт.Без должного уважения к домашнему хоккею (в любой форме или обличии, основанных на традициях в каждом регионе мира), у международного хоккея не будет будущего!

Надеюсь, что я все же не прав.

(с)be-hockey.com